Чаще всего студенты выполняют следующие виды НИР: рефераты; эссе; проекты; курсовые; дипломные работы.
Реферат - самая простая разновидность НИР, их учатся готовить еще в школе. Это краткое изложение одного или нескольких источников, объединенных конкретной темой. Готовя реферат, студент учится искать и конспектировать информацию, от него не требуется выдвигать или доказывать свои гипотезы.
Эссе — творческая работа, которая должна показать, что автор усвоил материал, может выдвигать собственные идеи в рамках определенной темы и аргументировать свою позицию. В эссе требуется четко формулировать мысли, подкреплять тезисы аргументами, а также уметь опровергать существующие контраргументы.
Проект как вид научно исследовательской работы студента подразумевает оригинальную разработку, которую студент сам планирует и реализует. Она может быть посвящена теме, которая интересна учащемуся и перекликается с научной направленностью кафедры. С проектами студенты часто участвуют в конкурсах и турнирах.
Курсовая работа — исследование научно-практического характера, которое демонстрирует приобретенные студентом знания и навыки по конкретному предмету. В курсовой работе обязательно присутствует теоретическая и эмпирическая часть: это подтверждает, что студент может эффективно применять полученные знания для решения реальных задач.
Дипломная работа является финальным этапом в обучении. Цель этого типа НИР — углубленное изучение одного из аспектов выбранной темы. В дипломной работе студент не просто пересказывает имеющиеся теории, а предлагает решение конкретной проблемы с помощью новой программы, методики и пр.
НИРС часто становится основой для серьезных научных трудов
Формы научно исследовательской работы студентов во внеучебное время: помимо типов НИР, предусмотренных учебным планом, студент также может заниматься наукой в свободное время. К этому виду научно-исследовательских работ относятся:
- Уастие в студенческих научных обществах (НОМУ
- Подготовка тезисов на конференции
- Написание научных статей
- Грантовая деятельность.
Работа в секциях: кружки делятся на предметные и проблемные. На первых занимаются студенты младших курсов, глубже изучая выбранную дисциплину. Старшекурсники предпочитают посещать узконаправленные проблемные секции, работая над интересующей темой.
Студенческие конференции: участие в
конференциях в академии обязательно, поэтому студенты должны активно готовить тезисы и доклады по интересующей их проблематике.
Сертификаты об участии в конференции могут принести дополнительные баллы по соответствующим предметам.
Научные статьи обычно готовят магистранты, которые собираются остаться в аспирантуре и глубоко исследовать выбранную тему. Но также могут готовить студенты, преимущественно в соавторстве с преподавателями. К этому типу НИР предъявляется много требований: определенный объем, количество источников и т. д.