Top.Mail.Ru
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

УРОК-СУД НАД РАСКОЛЬНИКОВЫМ!

УРОК-СУД НАД РАСКОЛЬНИКОВЫМ!

«Я хотел Наполеоном стать…» — эти слова Родиона Раскольникова знает каждый, кто знаком с величайшим романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Но как донести до обучающихся всю сложность его теории, всю глубину мучительных терзаний и философских вопросов? Как превратить чтение обязательной программы из скучной повинности в увлекательное интеллектуальное приключение?
24 ноября 2025 года в группе 09.02.07-253 «Информационные системы и программирование» преподавателем Тхагапсовой Ю. А. был проведен урок- игра «Суд над Раскольниковым». Это не просто ролевая игра, это мощный, эффективный, запоминающийся педагогический инструмент, который позволяет обучающимся не просто прочитать, а «прожить» роман изнутри.
Урок прошел в форме интерактивного занятия, построенного по канонам судебного процесса. Главный обвиняемый – Родион Раскольников. Участниками становятся сами обучающиеся, примеряя на себя роли:
Судья: ведет процесс, следит за регламентом.
Прокурор: строит обвинение, доказывает виновность Раскольникова, опираясь на текст романа.
Адвокат: ищет аргументы для защиты, смягчения вины или оправдания.
Свидетели обвинения и защиты: Соня Мармеладова, Порфирий Петрович, Дуня Раскольникова, старуха-процентщица (ее письмо).
Присяжные заседатели: все остальные обучающиеся, которые по итогам прений должны вынести вердикт.
Секретарь: ведет протокол.
Столы были расставлены соответственно ролям (судьи, обвинения, защиты), создана атмосфера суда. При распределении ролей учитывались и желание, и способность обучающегося.
   Чтобы подготовить речь, обучающимся пришлось за 1 неделю до урока перечитать ключевые сцены, выписать цитаты, проанализировать поступки и диалоги. Они уже не просто читали, а искали доказательства, чтобы на практике проверить состоятельность теории Раскольникова.
Урок прошел на эмоциональной нотке: примеряя роли героев, обучающиеся начинали понимать мотивацию героев, их боль и сомнения.
Самое важное – обсуждение после игры. Вопросы для рефлексии:
1. Справедлив ли был вердикт?
2. Кто из участников был более убедителен и почему?
3. В чем мы сегодня увидели главную трагедию Раскольникова?
4. Актуальна ли его теория сегодня?
Итог подвел преподаватель, обратив внимание на ключевую мысль Достоевского: преступление против нравственного закона является самым тяжким наказанием для самого человека.
Урок-суд над Раскольниковым – это больше, чем урок литературы. Это урок права, психологии, философии и этики. Он заставляет обучающихся задуматься о самых важных вещах: о добре и зле, о совести, о ценности человеческой жизни.