В СКГА на базе Медицинского института прошел семинар – дискуссия «Петровские реформы: между прогрессом и традициями»
Основной целью семинар - дискуссии стал всесторонний анализ Петровских реформ через призму их двойственной природы, выявление различных точек зрения на преобразования Петра I в социальной, политической и культурной жизни России, а также развитие навыков критического мышления, аналитического осмысления исторических событий и их последствий.
Семинар был открыт вступительным словом доцента кафедры гуманитарных дисциплин Ирины Джазаевой, которая подчеркнула актуальность и дискуссионный характер темы Петровских реформ для понимания специфики российского исторического пути. Была обозначена основная проблематика: насколько Петровские реформы были обусловлены внутренней логикой развития России, а насколько являлись результатом насильственного внедрения европейских образцов; какова была их "цена" для общества и каковы долгосрочные последствия. На мероприятии присутствовали: заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Динара Агирбова, доцент Альбина Кубанова.
Дискуссия развернулась вокруг следующих ключевых вопросов:
• Модернизация или вестернизация? Участники обсуждали, была ли петровская модернизация органичным развитием России или же насильственным копированием западных образцов, приведшим к расколу общества на европеизированную элиту и традиционное большинство.
• Реформы и крепостное право. Затрагивался вопрос о том, как преобразования Петра I повлияли на положение крестьянства и крепостничества в целом. Были высказаны мнения о том, что модернизация происходила за счет усиления эксплуатации и государственного контроля над личностью.
• Роль личности Петра I. Активно обсуждался вопрос о степени влияния личности Петра на ход и характер реформ, а также о том, насколько они были предопределены объективными историческими условиями.
• Достижения и негативные последствия. Участники приводили аргументы как в пользу прогрессивности реформ (создание армии и флота, развитие промышленности, образование, наука), так и указывали на их негативные аспекты (усиление деспотизма, бюрократизация, огромные человеческие жертвы, культурный шок).
В ходе дискуссии студенты активно использовали цитаты из источников, приводили примеры из исторического материала, демонстрируя глубокое знание темы. Отмечалась высокая степень вовлеченности студентов к заданной теме.
.jpeg)

