Событие было учреждено по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1984 году. Дата праздника приурочена ко дню рождения француза Валентина Гаюи, известного во всем мире как первый учитель и воспитатель лиц с нарушением зрения. Он основал первые школы для слепых в Париже и Санкт-Петербурге в конце XVIII – начале XIX века. До этого в мире не было ни одного учебного заведения, в котором могли бы обучаться люди с недостатками зрения.
В 1829 году француз Луи Брайль, воспитанник Парижского института для слепых, разработал универсальную систему рельефно-точечного шрифта, позже нашедшего распространение во всех странах мира.
В Международный день слепых проводятся мероприятия, цель которых привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, и слабовидящим, а также создать условия для всестороннего участия этих людей в жизни общества, расширения их возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения их занятости, в целом улучшения образа жизни этих людей.
В настоящее время защитой прав и интересов, поддержкой инвалидов по зрению в России занимается Всероссийское общество слепых (ВОС), основанное в 1925 году и объединяющее 76 региональных организаций. Интернет-радио ВОС освещает важнейшие для незрячих людей события в культурной и социальной сферах страны. На официальном сайте ВОС также опубликован список предприятий и организаций, которые нанимают слабовидящих и незрячих россиян на работу. Государство создаёт доступную, безбарьерную среду для таких людей: приспосабливает под их нужды общественные места, устанавливает таблички со шрифтом Брайля, оборудует специальные спортивные и детские площадки, места отдыха. Кроме того, создаются условия для получения доступного и качественного образования: многие учебные заведения в стране предоставляют инвалидам по зрению возможность обучения, существуют специализированные учебные заведения.
В СКГА также уделяется особое внимание вопросам создания доступной среды, беспрепятственного получения студентами с нарушениями зрения высшего образования и их реабилитации и социальной адаптации для комфортного обучения. Ведь рядом обязательно должны быть люди, готовые прийти на помощь и протянуть руку тем, кто в ней нуждается больше, чем обычно.